История кафедры «Дизайн мебели» МГХПА им. С.Г. Строганова неразрывно связана с историей нашей страны. Кафедра всегда ориентировалась на подготовку специалистов, востребованных обществом в данный период истории, и воспитала не одно поколение высо­коквалифицированных художников декоративно-прикладного искусства, дизайнеров мебели, мастеров-крас­нодеревщиков, реставраторов, специалистов широкого профиля.  Так, в Императорском Строганов­ском Центральном художественно-промышленном училище были организованы столярно-мебельная и резчицкая мастерские, где на практике изучалось русское художественное наследие в области мебели. Участие работ студентов в международных выставках (Париж 1900г., Турин 1911г.) способствовало международному признанию Строгановской школы и распространению «русского стиля» в мире.

После революции Императорское училище было реорганизовано во ВХУТЕМАС, где, в соответствии с духом времени, велись активные поиски новых форм революционного искусства. В частности, разрабатывались новые формы мебели для обновлённого быта нового человека. Кафедру деревообработки ВХУТЕМАСа в разные периоды возглавляли такие выдающиеся художники, как Татлин, Родченко, Лисицкий. Творческие поиски этих выдающихся личностей определили развитие отечественной и мировой художественной культуры на многие годы.

После воссоздания Строгановского училища в 1945 году отделение «Обработка дерева» готовило художников — проектировщиков в области столярной отделки интерьеров. Специалисты этого профиля были весьма востребованы в послевоенные годы активного восстановления народного хозяйства.   Заведующим отделения в это время был   Михаил   Александрович Марков.   Замечательный художник, воспитанник Училища живописи, вая­ния и зодчества, он преподавал в первые годы и рисунок, и живопись, и композицию. Заведующим мастер­скими, а впоследствии заведующим отделением был Иван Иванович Фе­доров, архитектор по образованию и организатор, воспитатель, учитель по призванию. Курс композиции в разные годы вели архитекторы и худож­ники В. П. Киселев, А. И. Гильтер, В. Д. Турчанинов, Н. А. Луппов, С, И. Борисов, Г. В. Крюков, В. П. Калмыков, несколько позднее — Б. В. Нешумов, Ю. В. Случевский, Т. Е. Астрова, К. Н. Афанасьев, В. А. Голубев, А. А. Овчинников.   Первым заведующим кафедры «Худо­жественная обработка дерева» стал Борис Афанасьевич Соколов. Дека­ном факультета обработки дерева и обработки металла был назначен один из активнейших организаторов Строгановского учи­лища — архитектор Александр Ев­геньевич Короткевич. Администрато­ром отделения, а позднее его заведу­ющим многие годы был Валерий Александрович Прелов. На кафедре работали заме­чательные педагоги, давшие студентам ос­новы высокого мастерства, знания реалистического искусства и архитек­туры, вековых традиций русского де­коративно-прикладного искусства, интерьера и мебели. Это были люди, преданные своему делу, отличавшиеся высокой культурой и нравствен­ностью:  Н. Н. Соболев, И. Е. Данилова, 3. Н. Быков, Г.А. Захаров, Г.М. Коржев, В.П. Комарденков, Н.Ф. Дени­совский, А.П. Барышников, Н.С. Се­лезнев, В. П. Киселев, К.Н. Афанась­ев, С.И. Пичугин, П.Н. Карпов, А.В. Со­ловьев, С.В. Парменов, М.А. Щерба­ков, Д.М. Орлов, А.К. Лебедев, В.Д. Кузьмин, Ф.Ф. Кизелов, С.Г. Щербов, Л.М.Поляков, и др. Они стояли у истоков создания методики обучения в воссозданном Строганов­ском училище. Ими была заложена форма художественного и технического обу­чения на общей гуманитарной основе, формирующей художника-проектировщика широкого кругозора.

Первый выпуск 1950 года (укоро­ченный — пятилетний, а не восьми­летний, как в последующие годы), состоявший всего из четырех сту­дентов, наглядно продемонстриро­вал достоинства учебной програм­мы и методики. К ним можно отне­сти, в частности, очень актуальную для тех лет тему проектирования мебели для жилища: «Мебель для кабинета» (дипломник Б. Нешумов), «Мебель для столовой» (Т. Астро­ва), «Мебель для гостиной» (П. Кузнецов). Нельзя не отметить глубину разработки темы: проект основных изделий, входящих в гарнитур, до­веден до стадии технорабочего чер­тежа, достаточного для изготовле­ния этих предметов в материале. Созданию изделий в производст­венных мастерских училища пред­шествовал этап выполнения маке­тов в натуральную величину с пос­ледующей корректировкой формы и конструкции. В будущем это стало нормой работы над изделием. Формирование учебной программы и методов её реализации в первые годы становления училища и отделения обработки дерева проходи­ло в условиях высокого духовного и творческого подъема как среди сту­дентов, так и среди педагогов. Об­становка всеобщего энтузиазма, ха­рактерного для послевоенной Москвы, не могла не способствовать по­искам главных принципов обучения художников для возрождаемого на­родного хозяйства. Эти принципы легли в основу последующих редак­ций программы, в составлении кото­рой участвовали и молодые педаго­ги, которые внесли в ее содержание свое понимание проблемы, собст­венный опыт и знания.

В 50-е годы минувшего века, после прихода к власти Н.С.Хрущёва, вышло постановление «об излишествах в ар­хитектуре». Были отброшены эстети­ческие каноны прошлого. Традиционное для того времени про­ектирование фронтонов, порталов, балюстрад и балясин, элементов ин­терьера и мебели, украшенных рез­ным орнаментом, росписью и другими видами декора, на отделении «Художественная обработка дерева» было отменено. Началось интенсивное строительство жилых до­мов с малометражными квартирами. Постепенно вхо­дило в обиход понятие «художест­венное конструирование». Этому способствовали процессы, происхо­дившие в строительстве и архитек­туре. Еще большее влияние оказал на­метившийся в 50-е годы поворот промышленности в сторону индустриализации производства. В ме­бельной отрасли это выразилось в укрупнении предприятий и их специ­ализации на выпуске определенного ассортимента изделий — например, только стульев, мягкой или корпус­ной мебели. Почти одновременно происходил и процесс технологиче­ской специализации: ассортимент выпускаемых изделий был связан не столько общностью функций, сколь­ко общностью технологий изготов­ления. Создавались предприятия по выпуску гнутой и гнутовыклейной мебели, металлической мебели, щи­товой мебели и т. д. В дальнейшем индустриализация производства ме­бели привела к созданию крупных комбинатов, специализировавшихся на изготовлении деталей мебели, и комбинатов по сборке мебели. Есте­ственно, что для удовлетворения нужд промышленности и строитель­ства понадобились квалифициро­ванные кадры — художники-проек­тировщики мебели. Поэтому очень остро встал вопрос о качестве их подготовки, соответствии новым требованиям. В связи с этим кафед­ра обработки дерева последователь­но обновляет программу курса ком­позиции, вводя в нее задания, свя­занные с конкретными объектами строительства, а также выполняемые по заказу мебельных предприятий и проектно-конструкторских органи­заций. Начались поиски форм мебели различного функционального назначения для массового произ­водства. Преподаватели кафедры включились в работу по проектированию и внедрению в производство секционной мебели, адаптированной к новым условиям быта. Ведущая роль в разработке секционной мебели из унифицированных элементов, принадлежит профессору кафедры «Художественное проектирование мебели» Ю.В.Случевскому, который уже в 1956 году представил на суд публики проект обстановки однокомнатной квартиры секционной мебелью, а в последствии явился автором большого числа наборов корпусной мебели (наборы «Юбилей», «Рельеф» и др.).

В 1963 году кафедру, получившую новое название «Проек­тирование мебели», возглавил архитектор – практик  В.А. Голубев. В 1965 году был введен 5-летний срок обу­чения в вузе на дневном отделении (переход на 6-летнее обучение произошел только в 1989-м с целью более качественной подготовки специали­стов). В 1966 году на кафедре открылось вечернее отделение  со  сроком  обучения 6 лет. Этого требовала жизнь. Специалисты, работавшие в мебельной промышленности и проектных организациях, могли получать высшее ху­дожественное образование без от­рыва от производства. Так учились, например, мастера производствен­ного обучения кафедры А. X. Валеев, И. Н. Мешковский, К. Ф. Сазонов, В. А. Щелкунов, И. М. Чурсин, окон­чившие в свое время отделение подготовки мастеров (ОПМ).

 

Отделение подготовки мастеров было открыто в 1945 году, так как страна нуждалась в высоко­квалифицированных кадрах для выполнения художественно-отделоч­ных работ на строительстве и рекон­струкции разрушенных во время Ве­ликой Отечественной войны памят­ников искусства. Был установлен 3-летний срок обучения, в 60-х го­дах его сократили до двух лет. Уча­щиеся за это время получали фунда­ментальные технологические знания, овладевали профессиональными на­выками. Завершающий этап обуче­ния — выполнение в материале ква­лификационных работ: изготовление копий изделий мебели, реставрация мебели разных эпох и стилей, пред­метов декоративно-прикладного ис­кусства из дерева. После защиты дипломной работы присваивался разряд. В 2003 году на базе ОПМ бы­ла создана кафедра «Реставрация мебели».

В 1986 года кафедру «Художественное проектирование мебели» возглавил её выпускник Заслуженный деятель искусств РСФСР, Почетный мебельщик России, профессор А.М.Шевченко, который являлся обладателем более 80-ти  авторских свидетельств на промышленные образцы и изобретения. А.М.Шевченко упоминается в Большой Советской энциклопедии как один из лучших мебельщиков страны. В 1994г. ему было присвоено звание Почетного дизайнера России. А.М. Шевченко являлся автором более сотни проектов, подавляющая часть которых была реализована в натуре, внедрена в массовое производство, экспонировалась на  многочисленных специализированных выставках в России и за рубежом. Многие образцы и  комплекты мебели, спроектированные А.М. Шевченко, были награждены золотыми, серебряными и бронзовыми медалями, отмечены почетными грамотами и премиями, опубликованы в отечественной и зарубежной прессе. В частности, им была разработана мебель для общественной части Храма Христа Спасителя и мебель для Московского Дома Музыки.Состав педагогов и мастеров по­полнялся в основном за счет наиболее талантливых и способных к педагоги­ческой работе выпускников кафедры и ОПМ. В их числе — Ю. В. Случевский, А. М. Шевченко, О. К. Рыжиков, Л. М. Золотухин, Ю. Е. Милюков, А. X. Валеев, В. В. Ратковский, А. А. Ло­мов, Н. К. Ноздрина, К. Н. Чебурашкин и др. Основы курса технологии мебели были заложены замечательным педа­гогом Д. М. Орловым и далее развиты Ю. Д. Орловой и Т. А. Матвеевой. Основы конструирования мебели сфор­мированы В. Т. Андриевским, далее со­вершенствовались О. К. Рыжиковым, В. А. Корневым и В. В. Ратковским. На­чало обмеров исторической мебели было заложено Д. Н. Ермолаевым. В структуру кафедры входили мас­терские, в которых студенты обучались основам столярного мастерства, приобретали навыки резьбы по дере­ву, инкрустации, отделки, изготавли­вали предметы мебели и декоратив­ного искусства по своим проектам. Заведовал мастерскими В. П. Коло­сов — опытный производственник. Занятия проводили мастера производ­ственного обучения высокой квали­фикации с практическим и учебным опытом (воспитанники кафедры): А. X. Валеев, О. В. Глазырин, А. И. Машакин и др.

Кафедра мебели воспитала множество специ­алистов высокого класса: прекрасных художников, профессоров, кандидатов и докторов наук, лауреатов престижных отечественных и международных конкурсов, обладателей почетных званий, кавалеров орденов и медалей, академиков и лауреатов Госпремий, педагогов и теоретиков. Среди них— известные проекти­ровщики мебели: А. П. Смирнов, Ю. В. Случевский, О. К. Рыжиков, Е. С. Бочарова, Е. В. Хахалин, А. А. Новиков, А. С. Гуревич, Е. П. Фомина, Б. Н. Прокопенко, Ю. С. Востоков, Б. А. Васильев, которые были ведущими специалистами Все­союзного проектно-конструкторского и технологического института мебели (ВПКТИМ), а также Б.В.Нешумов, А.К.Чекалин, А.М.Шевченко, Л.М.Золотухин, Ю.Е.Милюков, М.Т.Майстровская, и др.  Учился на отделении «Ху­дожественная обработка дерева» МВХПУ мастер акварели, профессор А. С. Квасов, ставший в последствии ректором МГХПУ, а также блестящие ху­дожники-графики М. Верхоланцев, Г. Правоторов, С. Харламов, академики И.Галицин, Г.Захаров, И.Обросов.

В 90-е годы XX века с распадом СССР рухнула плановая экономика страны, прекратили своё существование мебельные комбинаты–гиганты, утратили свою роль институты технической эстетики. На внутреннем рынке появилось большое количество конкурентоспособной зарубежной мебели, начали меняться вкусы потребителя. Впервые за много лет перед профессорско-преподавательским составом кафедры «Художественное проектирование мебели» встал вопрос — для кого готовить специалистов? Раньше выпускники кафедры шли работать на мебельные фабрики и в проектные институты, теперь образ потенциального заказчика стал неясен. С одной стороны, появился устойчивый спрос на специалистов в области индивидуального проектирования предметов мебели и элементов интерьера, с другой стороны, мебельная промышленность не прекратила своего существования, хотя характер и объёмы производства существенно изменились. Какое-то время кафедра продолжала готовить специалистов по «накатанным рельсам», но в начале XXI века стало совершенно очевидно, что требуется серьёзная корректировка всех учебных программ с учётом новых политических и экономических реалий. Ввиду очевидной невозможности предугадать характер потенциального заказчика были сформулированы основные требования, которым должен соответствовать современный выпускник кафедры «Художественное проектирование мебели» вне зависимости от будущего места работы. Согласно этим требованиям молодой специалист-мебельщик должен был обладать:

— знаниями основ мебельной и архитектурной композиции, а также умением применять их на практике.

— навыками проектирования предметов мебели (как массового, так и индивидуального производства) в соответствии с эстетическими и функциональными требованиями, предъявляемыми заказчиком.

—  навыками проектирования общественных и жилых интерьеров различного функционального назначения и стилевой принадлежности.

— навыками подробной конструкторской разработки основных видов мебели из различных материалов.

-знаниями современных технологий и материалов, применяющихся для производства мебели.

-свободно ориентироваться в ассортименте и уметь применять современную мебельную фурнитуру.

-уметь составлять технологические карты и рассчитывать затраты на производство предметов мебели.

-свободно ориентироваться во всемирной истории искусств, истории мебели, стилей и интерьера.

-обладать навыками ручной подачи графических эскизов (техническое рисование, проектная графика).

-обладать навыками компьютерного черчения в современных графических программах

-обладать навыками 3-х мерного компьютерного моделирования

-обладать навыками скульптурного моделирования резного декора и лицевой фурнитуры мебели.

-обладать необходимыми знаниями эргономики в области мебели и предметной среды жилого интерьера.

-знать азы столярного мастерства и обладать навыками изготовления простейших столярных конструкций.

-обладать навыками изготовления макетов и прототипов предметов мебели и элементов интерьера в различных масштабах и материалах.

Согласно этим принципам все учебные программы кафедры «Художественное проектирование мебели» подверглись серьёзному анализу и корректировке. При создании новых программ учитывается колоссальный опыт, накопленный коллективом кафедры за многие десятилетия работы.

В 2010г. кафедра получила название «Дизайн мебели», а в 2011г., с переходом ВУЗа на Болонскую систему, состоялся 1-ый набор студентов на бакалавриат (4-х летнее обучение с последующим 2-х летним обучением в магистратуре). Учебные планы и программы вновь подверглись серьезной корректировке.

На кафедре было введено 5 новых спецкурсов: курс «Эргономика в мебели»; курс «Cпецрисунок в мебели»; курс «Основы компьютерного моделирования»; курс «Компьютерное конструирование мебели»; курс «Спецскульптура». Существенно корректируются программы по предмету «проектирование мебели». Была предпринята попытка реформирования курса «Технологии и материаловедение в производстве мебели» и карса «Основы производственного мастерства». Были переосмыслены традиционные задания по летней практике, оборудован компьютерный класс.

Профессорско-преподавательский состав кафедры представляет собой сплочённый коллектив, где старшие пе­дагоги и профессора щедро передают бесценные знания, по­лученные от своих учителей, и собствен­ный творческий опыт новому поколе­нию преподавателей и студентам: идет непрерывный процесс сохранения и обновления традиций и дальнейшее развитие Строгановской школы. В составе кафедры преподают 6 профессоров, 2 доцента, 3 Почётных мебельщика России, 3 заслуженных деятеля искусств РСФСР, 1 Почётный работник образования, 1 доктор искусствоведения и 1 кандидат технических наук. Почти все преподаватели являются членами различных творческих союзов Москвы и России (Союза художников, Союза дизайнеров, Союза архитекторов).

На сегодняшний день  кафедра состоит из 22 преподавателей и мастеров производственного обучения.

Кафедра «Художественное проектирование мебели» ведёт активную выставочную деятельность и принимает участие во многих международных отраслевых смотрах и конкурсах. Студенты и выпускники кафедры имеют возможность представить свои работы в области дизайна мебели на суд широкой общественности. Так, на выставке «Мебель России», проходившей в Москва в2004 г. кафедра художественного проектирования мебели награждена дипломом лауреата Всероссийского смотра образ­цов мебели за экспозицию студенческих работ. Лауреатами национальной премии в области промышленного дизайна мебели «Российская кабриоль 2006 » в различных номинациях стали студенты кафедры В.В.Ногаев, М.С.Фуфаева, Е.В.Душкевич. На 14-й международной специализированной выставке «Евроэкспомебель 2006»  лауреатами конкурса молодых дизайнеров в различных номинациях  стали студенты В.В.Ногаев, М.В.Фуфаева, С.Кудаков; На конкурсе молодых дизайнеров мебели МК «Шатура» в 2004г.  лауреатами в различных номинациях стали студенты Ганин А.С., Фуфаева М.С., Беляева Д.И. На международной специализированной выставке мебельного и интерьерного искусства «Артмебель-2004»  лауреатами конкурса«ARFEX»  в различных номинациях стали 13 студентов кафедры. На VIII Международном Фестивале Современного Искусства «Буян-остров 2004», проходившем в г.Сочи, коллекция студенческих работ «12 стульев» отмечена почётным дипломом. Лауреатами национальной премии в области промышленного дизайна мебели «Российская кабриоль 2009 » в различных номинациях стали студенты кафедры А.Ратников, К. Квитко и др. Дипломная работа С.Кудакова (руководители Волков Н.С., Чебурашкин К.Н.) стала лауреатом московского этапа конкурса ISALONI и экспонировалась на Миланском мебельном салоне 2011г.

Традиционные встречи с выпускниками и знакомство с их творческой деятельностью и достижениями помогает кафедре в определении эффективности ее методов, приемов и форм обучения профессии художника-проектировщика широкого профиля.