Дисциплины

Наряду с общевузовскими дисциплинами, такими как академическая живопись, академический рисунок, всеобщая история искусств и пр.  студенты нашей кафедры знакомятся с рядом спец. дисциплин, необходимых в работе непосредственно дизайнеру-мебельщику.

Пропедевтика.
Пропе­дев­тика (вве­де­ние в·какую-либо науку или·искус­ство, ввод­ный курс, пред­ше­ству­ю­щий более глу­бо­кому изу­че­нию пред­мета). В·нашем слу­чае про­пе­дев­тика явля­ется вве­де­нием в·основ­ной пред­мет «про­ек­ти­ро­ва­ние мебели». Этот курс поз­во­ляет сту­денту осво­ить основ­ные при­емы про­ект­ной гра­фики, изу­чить законы ком­по­зи­ции и·коло­ристки на·прак­тике, познакомиться с бумажной пластикой. Курс про­пе­дев­тики состоит из·лек­ци­он­ного мате­ри­ала и·ряда прак­ти­че­ских упраж­не­ний, спо­соб­ству­ю­щих раз­ви­тию твор­че­ского и·про­ект­ного мыш­ле­ния студента.

Проектирование.
Проек­ти­ро­ва­ние мебели·— это слож­ный твор­че­ский про­цесс, тре­бу­ю­щий от·сту­дента при­ме­не­ния зна­ний, полу­чен­ных в·про­цессе изу­че­ния всех спец­дис­ци­плин, пре­по­да­ва­е­мых в·сте­нах Акаде­мии. Именно на·заня­тиях по·про­екту сту­денты учатся про­ек­ти­ро­вать мебель, оттал­ки­ва­ясь от·образа, функ­ции, кон­струк­ции, мате­ри­ала, или·кон­тек­ста инте­рьер­ной среды. Курс про­ек­ти­ро­ва­ния рас­счи­тан на·3,5 года и·построен по·прин­ципу «от·про­стого к·слож­ному». За время обу­че­ния сту­денты на·прак­тике зна­ко­мятся с·осо­бен­но­стями про­ек­ти­ро­ва­ния всех основ­ных видов мебели. В·ходе обу­че­ния, про­цесс про­ек­ти­ро­ва­ния мебели рас­смат­ри­ва­ется в·раз­лич­ных дизай­нер­ских аспектах:
1. Проек­ти­ро­ва­ние еди­нич­ных само­сто­я­тель­ных объ­ек­тов мебель­ного дизайна, кото­рые могут слу­жить доми­нан­тами в·ком­по­зи­ции обще­ствен­ных или·жилых инте­рье­ров (кресла, шкафы, вит­рины, сту­лья и.т.п).
2. Проек­ти­ро­ва­ние слож­ных мебель­ных ансам­блей, когда несколько раз­лич­ных по·функ­ции и·кон­струк­ции пред­ме­тов мебели объ­еди­ня­ются общим дизай­нер­ским реше­нием (набор мебели для·офиса, набор мебели для·спальни и·т.п.).
3. Проек­ти­ро­ва­ние мебели, как части архи­тек­турно-дизай­нер­ского реше­ния инте­рьера (про­ект каби­нета руко­во­ди­теля, про­ект мага­зина и·т.п.). В·этом аспекте рас­смат­ри­ва­ются так·же осо­бен­но­сти про­ек­ти­ро­ва­ния встро­ен­ного обо­ру­до­ва­ния инте­рье­ров (лест­ницы, сте­но­вые панели, двери, стен­ные шкафы и.т.п.).
Так как мебель явля­ется неотъ­ем­ле­мой частью инте­рьера, в·про­цессе обу­че­ния сту­денты пери­о­ди­че­ски стал­ки­ва­ются с·про­бле­мой орга­ни­за­ции инте­рьер­ной среды. В·связи с·этим все зада­ния про­граммы курса «про­ек­ти­ро­ва­ния мебели», вклю­чают в·себя раз­лич­ные аспекты худо­же­ствен­ного про­ек­ти­ро­ва­ния интерьеров.

Конструирование.
Констру­и­ро­ва­ние, наряду с·про­ек­том, явля­ется важ­ней­шей дис­ци­пли­ной, необ­хо­ди­мой для·под­го­товки про­фес­сио­наль­ного дизай­нера·— мебель­щика. Отли­чи­тель­ной чер­той выпуск­ника нашей кафедры явля­ется уме­ние реа­ли­зо­вать в·мате­ри­але любую дизай­нер­скую идею, осно­ван­ное на·зна­нии раз­лич­ных кон­струк­ций и·осо­бен­но­стей их при­ме­не­ния. На·про­тя­же­нии 4 лет обу­че­ния сту­дент на·прак­тике после­до­ва­тельно изу­чает раз­лич­ные типы кон­струк­тив­ных соеди­не­ний, фур­ни­туры и·мате­ри­а­лов, при­ме­ня­е­мых в·изго­тов­ле­нии мебели. На·пер­вых кур­сах сту­денты выпол­няют чер­тежи в·каран­даше и·туши, но·уже со 2-го курса, раз­ра­ботка про­ект­ной доку­мен­та­ции осу­ществ­ля­ется при помощи спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных ком­пью­тер­ных программ.

Техно­ло­гия и материаловедение.
В наше время дизайн мебели нераз­рывно свя­зан с·новей­шими тех­но­ло­ги­ями про­из­вод­ства, а·так·же исполь­зо­ва­нием совре­мен­ных мебель­ных мате­ри­а­лов. Курс «тех­но­ло­гия и·мате­ри­а­ло­ве­де­ние» зна­ко­мит сту­ден­тов с·послед­ними тен­ден­ци­ями в·этой обла­сти. Помимо тео­ре­ти­че­ской части, курс вклю­чает в·себя ряд прак­ти­че­ских заня­тий и·серию лабо­ра­тор­ных работ. Кроме того, в·рам­ках лет­ней прак­тики преду­смот­рен ряд экс­кур­сий на·совре­мен­ные мебель­ные про­из­вод­ства. В·ходе обу­че­ния, сту­денты учатся само­сто­я­тельно рас­счи­ты­вать тру­до­за­траты и·себе­сто­и­мость про­из­вод­ства спро­ек­ти­ро­ван­ной ими мебели, а·так·же состав­лять тех­но­ло­ги­че­ские карты. Курс «Техно­ло­гия и·мате­ри­а­ло­ве­де­ние» помо­гает сту­ден­там осо­знать связь дизайна с·мате­ри­а­лами и·тех­но­ло­гии про­из­вод­ства мебели.

Основы про­из­вод­ствен­ного мастерства.
В про­из­вод­ствен­ных мастер­ских Акаде­мии сту­денты полу­чают пер­вые навыки работы с·инстру­мен­том, прак­ти­ку­ются в·изго­тов­ле­нии основ­ных типов сто­ляр­ных соеди­не­ний, зна­ко­мятся с·раз­лич­ными видами резьбы по·дереву и·моза­и­кой в·тех­нике «мар­кетри». Со·2-го курса на·базе мастер­ских кафедры, сту­денты имеют воз­мож­ность выпол­нять в·мате­ри­але раз­лич­ные пред­меты мебели по·соб­ствен­ным проектам.

Спец.рисунок.
Не смотря на·раз­ви­тие ком­пью­тер­ной гра­фики, для·совре­мен­ного дизай­нера очень важ­ным оста­ётся уме­ние легко набра­сы­вать свои идеи «от·руки». Навыки быст­рого эски­зи­ро­ва­ния не·только поз­во­ляют более каче­ственно про­ра­бо­тать про­ект на·началь­ных ста­диях раз­ра­ботки идеи, но·и·зна­чи­тельно упро­щают про­цесс обще­ния дизай­нера с·заказ­чи­ком. Для·при­об­ре­те­ния навы­ков эскиз­ного про­ек­ти­ро­ва­ния на·кафедре создан курс спец. рисунка, состо­я­щий из·лек­ци­он­ного мате­ри­ала и·серии прак­ти­че­ских упражнений.

Эрго­но­мика в мебели
Эрго­но­мика·— это область при­ло­же­ния науч­ных зна­ний о·чело­веке к·про­ек­ти­ро­ва­нию пред­ме­тов, систем и·окру­же­ний, исполь­зу­е­мых им.В рам­ках нашего курса, сту­денты изу­чают основ­ные зако­но­мер­но­сти, суще­ству­ю­щие между пара­мет­рами тела чело­века и функ­цио­наль­ными раз­ме­рами раз­лич­ных видов мебели (глу­бина шкафа, рас­сто­я­ние между пол­ками, высота стола, угол наклона спинки стула и.т.п). Так как в про­цессе про­ек­ти­ро­ва­ния мебели сту­денты посто­янно стал­ки­ва­ются с·про­бле­мой орга­ни­за­ции жилого про­стран­ства в·инте­рьере, курс эрго­но­мики преду­смат­ри­вает изу­че­ние основ­ных функ­цио­наль­ных раз­ме­ров жилых и·обще­ствен­ных инте­рье­ров (раз­меры двер­ных про­емов, раз­меры лест­нич­ных сту­пе­ней, мини­мально допу­сти­мые рас­сто­я­ния между сто­ли­ками в кафе и рабо­чими местами в офисе и т.п.).

Компью­тер­ная графика.
В насто­я­щее время невоз­можно пред­ста­вить себе совре­мен­ного дизай­нера, не·вла­де­ю­щего тех­но­ло­ги­ями ком­пью­тер­ного про­ек­ти­ро­ва­ния. Поэтому нашим сту­ден­там предо­став­ля­ется воз­мож­ность изу­чить все необ­хо­ди­мые для·даль­ней­шей работы ком­пью­тер­ные про­граммы. Курс ком­пью­тер­ной гра­фики рас­счи­тан на·3,5 ·года и·вклю­чает в·себя изу­че­ние спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных про­грамм для·3-х мер­ного моде­ли­ро­ва­ния объ­ек­тов, а·так·же про­грамм для·созда­ния про­ект­ной доку­мен­та­ции и·чертежей.

Исто­рия мебели.
Профес­сио­наль­ный дизайнер — мебель­щик дол­жен знать исто­рию дизайна мебели и·сво­бодно ори­ен­ти­ро­ваться в·исто­рии мебель­ных сти­лей. Поэтому наряду с·обще­ву­зов­скими дис­ци­пли­нами «исто­рия искусств» и·«исто­рия инте­рьера», сту­денты кафедры изу­чают пред­мет «исто­рия мебели», где они изу­чают зако­но­мер­но­сти раз­ви­тия мебель­ного дизайна с·древ­ней­ших вре­мён до·наших дней.